Метрдотель

Если известную русскую пословицу о том, что «встречают по одежке», переделать под особенности ресторанного бизнеса, то можно, ни секунды не сомневаясь, сказать, что первое впечатление от ресторана у его посетителей складывается при встрече с метрдотелем. Об уникальности этой профессии поговорим в этой статье.

Кто такой метрдотель ресторана?

Современных метрдотелей иногда называют администраторами зала. Рассмотрим подробнее весь круг обязанностей и зону ответственности человека, который, встречая с радушной улыбкой гостей ресторана и провожая их к столику, дарит им хорошее настроение.

Описание и характеристика профессии

Метрдотель координирует и контролирует работу обслуживающего персонала ресторана, всех его сотрудников, которые не имеют отношения к кухне (официанты, уборщицы, охранники и др.).

От профессионализма метрдотеля зависит имидж ресторана. При этом нередко руководители общественных заведений такого рода не считают необходимым оплачивать услуги метрдотеля, тогда они неизбежно теряют клиентов, и рентабельность ресторана падает. Ведь именно профессиональный метрдотель способен обеспечить высокое качество обслуживания в ресторане. В течение всего рабочего дня, который порой может затянуться до глубокой ночи, метрдотель неустанно следит за тем, чтобы все посетители были довольны и счастливы, предупреждает и разрешает конфликты. Об идеальном метрдотеле говорят – он видит всех, но его не замечает никто. Умение не быть назойливым и приходить на помощь только при необходимости – тоже важное качество для метрдотеля.

Чтобы не испортить лицо ресторана, метрдотель должен всегда быть в отличной форме. Ему нельзя показывать свое плохое настроение на работе, все домашние и личные проблемы должны оставаться за дверьми ресторана.

Нередко метрдотелей называют менеджерами ресторанов. Однако, это не совсем верно, поскольку он не занимается составлением меню, подсчетом убытков и прибыли, оценкой рентабельности заведения и другими финансовыми вопросами. Так, метрдотель должен быть прекрасно осведомлен в меню и всегда быть готовым посоветовать гостю вино, но он не отвечает за качество блюд и за все, что происходит на кухне.

История профессии

Целый ряд слов, которые в те или иные времени использовались для наименования метрдотелей – домоправитель, дворецкий, старший официант, распорядитель столового зала и др. – наглядно показывает, как на протяжении веков менялось содержание этой профессии.

Впервые о метрдотелях заговорили во Франции в XV-XVI веках. Метрдотелем тогда называли хозяина постоялого двора, расположенного при почтовой станции. Там проезжающие останавливались, отдыхали и обедали, а принимал путешественников, помогал им расположиться и выяснял их потребности метрдотель. Важно, что уже тогда высокопоставленным гостям оказывалась большая забота, хотя при этом метрдотель всегда был в общем зале и был готов помочь любому, кто к нему обратится.

Впоследствии метрдотели появились при дворах российских и европейских монархов. Они были задействованы в приемах важных гостей.

В помещичьих усадьбах метрдотелем называли старшего слугу, который отвечал за хозяйский стол и в чьи обязанности входил контроль за работой домашней прислуги.

Функции метрдотеля

Метрдотели в ресторанах выполняют ряд контролирующих функций. Так, они следят:

  • за внешним видом зала (в том числе барных стоек и витрин), его чистотой и аккуратностью;
  • за работой официантов (как осуществляется прием заказов и обслуживание гостей);
  • за корректностью выставляемых посетителям счетов;
  • за соблюдением дисциплины среди сотрудников и гостей заведения;
  • за нарушениями норм трудового законодательства в отношении подчиненных;
  • за выполнением разного рода поручений.

Метрдотель – это человек, который обязан не только выслушать замечания от гостей, если они недовольны качеством обслуживания в ресторане, но и впоследствии принять меры, чтобы устранить недостатки.

Безусловно, без участия метрдотеля не проходит подготовка к масштабным банкетам (свадьбам, юбилея и т.п.).

Кроме этого, метрдотель передает подчиненному персоналу все распоряжения вышестоящего руководства (собственника ресторана) относительно нововведений и т.п.

Что должен знать и уметь метрдотель?

Метрдотель ресторана непременно должен знать:

  • правила этикета и общения с посетителями, учитывая национальные и религиозные особенности, виды и типы обслуживания;
  • распоряжения и рабочие инструкции, исходящие от руководства;
  • правила работы учреждения общественного питания, включая нормы пожарной безопасности, санитарии, технику безопасности и охрану труда;
  • понимать основы маркетинга и рекламы;
  • владеть принципами управления персоналом.

Кроме этого, хороший метрдотель всегда умеет создать хорошее настроение, отлично знает меню ресторана, всегда готов помочь гостю определиться с выбором блюда и посоветовать хороший напиток, чем заслуживает особое расположение.

Пригодятся в работе метрдотеля знания эстетики и основ дизайна интерьера, принципов оснащения зала ресторана, вплоть до сервировки столов.

Сложно будет заслужить уважение и доверие подчиненных без знаний психологи, умения мотивировать сотрудников и организовать слаженную работу в команде, устранить нездоровую конкуренцию.

В туристических регионах от метрдотеля нередко требуют владения иностранным языком (обычно английским).

В особых ситуациях или, например, в небольших ресторанах метрдотель может также исполнять роль официанта или кассира. Поэтому при трудоустройстве на эту должность всегда требуется наличие действующей медицинской книжки и умение работать с контрольно-кассовым аппаратом.

Профессиональные обязанности

Должностные обязанности метрдотелей отличаются в зависимости от того, только ли открывается заведение или функционирует уже давно. Так, когда ресторан готовится к началу работы, метрдотель:

  • оценивает готовность, чистоту и общее состояние всех помещений, кроме кухни;
  • принимает и изучает предварительные заказы, обговаривает с заказчиками меню и особенности сервировки столов;
  • если планируется заказной банкет – подготавливает и обсуждает с заказчиками план мероприятия, назначает ответственных лиц;
  • контролирует готовность официантов к работе, инструктирует их, закрепляет за столиками.

При непосредственной работе в зале метрдотель:

  • встречает и приветствует гостей, помогает им расположиться за выбранным столиком или на заранее забронированном месте;
  • информирует посетителей об услугах ресторана и меню;
  • следит за работой официантов, контролирует качество обслуживания;
  • предотвращает, сглаживает и разрешает конфликты между персоналом и гостями и вопросы некачественного обслуживания;
  • осуществляет контроль за уборкой зала по окончании приема посетителей.

Таким образом, шеф повар управляет кухней, а метрдотель – всем, что происходит в зале.

Кому подходит?

Метрдотелем может стать как мужчина, так и женщина. Пол здесь роли не играет. Важно, чтобы человек был вежлив, интересен в общении, располагал к себе и имел приятный внешний вид. Кроме этого, от метрдотеля непременно требуется ответственность и организованность. Если вы решили построить карьеру метрдотеля, имейте в виду, что для такой работы требуется физическая выносливость, весь день нужно будет проводить на ногах, непрерывно общаясь с посетителями, встречая и провожая все новых и новых гостей, в том числе и не самых приятных.

Как стать метрдотелем

Как правило, чтобы стать метрдотелем, достаточно иметь среднее специальное образование и около двух лет проработать в ресторанном бизнесе. Метрдотелями часто становятся особенно увлеченные своим делом официанты. Но случается, что работодатель очень серьезно относится к квалификации сотрудника и требует от него наличия профильного образования. О том, где учат метрдотелей, читайте ниже.

Где учиться на метрдотеля?

Получить знания и умения, необходимые в работе метрдотеля, можно в университете, колледже или на краткосрочных курсах.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Если вы хотите построить успешную карьеру метрдотеля и иметь как можно меньше конкурентов при трудоустройстве, вам подойдет любой вуз, где есть направление подготовки «Гостиничное дело». Перечислим некоторые из них:

  • Высшая школа сервиса Российского государственного университета туризма и сервиса (специальность «Ресторанный сервис»);
  • Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича (факультет туризма и гостеприимства, ресторанная и гостиничная деятельность);
  • Российский государственный гуманитарный университет («Менеджер в общественном питании»);
  • Институт экономики и предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (специальность «Организация гостиничной деятельности и бизнес-мероприятий») ид др.

Во многих вузах предусмотрена возможность как очного, так и заочного обучения. Выбирайте то, что подходит именно вам.

Для тех, кто ушел из школы после 9 класса, открыты двери колледжей, техникумов и училищ, где опытные преподаватели расскажут все, что касается специальности «Организация обслуживания в общественном питании». Средние специальные учебные заведения, готовящие будущих работников гостиничного бизнеса, есть во всех крупных российских городах.

Если ваш работодатель не слишком прихотлив и верит в вашу способность обучаться на практике, в этом случае для теоретического погружения в профессию будет достаточно краткосрочных курсов. Например, такие курсы в Москве предлагает Высшая школа поварского искусства. Обучение по программе «Метрдотель (менеджер ресторана)» длится всего 5 дней, за это время вы узнаете о том, как повысить качество обслуживания, организовать торжество и т.п.

Как построить карьеру?

Метрдотель в ресторане – очень важная и ответственная должность, с широким кругом обязанностей, для успешного выполнения которых необходим большой опыт работы в ресторанном бизнесе. В большинстве случаев должность метрдотеля – это самая высокая ступень карьеры, которой может достигнуть работник ресторана, выше только директор, заведующий финансовыми и организационными вопросами работы ресторана.

Если метрдотелю не удалось занять кресло директора, но он не желает останавливаться на достигнутом, дальнейшее развитие возможно в сторону открытия собственного бизнеса, своего ресторана или кафе. В крупных гостиницах или сетях ресторанах есть еще должности старшего метрдотеля.

Перспективы профессии

Сегодня сфера обслуживания – одна из самых стремительно развивающихся. Заведения общественного питания в больших городах открываются буквально на каждом шагу. Хорошую прибыль такой бизнес приносит в туристических районах. В то же время повышенный интерес предпринимателей к этой сфере порождает высокую конкуренцию, в условиях которой каждый владелец ресторана ищет способы привлечь к себе клиентов. Один из способов – высококвалифицированный метрдотель, который выступает гарантией обслуживания высокого класса, повышает статус заведения. Поэтому спрос на таких специалистов наблюдается постоянно.

Заработная плата

Средняя заработная плата метрдотеля – в районе 40 тысяч рублей. Безусловно, что она может повышаться или понижаться в зависимости от статуса заведения, региона и опыта работы сотрудника. Важно, что на уровень доходов метрдотеля серьезно влияют его профессиональные качества и то, насколько успешно он справляется со своими служебными обязанностями. Профессионалы, знатоки своего дела, удовлетворяя посетителей заведения качеством обслуживания, могут заработать вдвое больше за счет чаевых, которые оставляют благодарные клиенты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
GOTOEDU
Комментарии: 1
  1. Татьяна

    Меня обслуживал однажды метрдотель-мужчина. Он был вежлив и улыбчив. И это было для меня приятным опытом. Считаю, что такая профессия идеально подходит экстравертам, а не интровертам. Потому что основа этой профессии — общение с людьми, причем постоянное. Нужно много коммуникативных навыков для этого. А почему средняя заработная плата такая маленькая?

Оставьте комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector