Как стать пилотом гражданской авиации

Кто из мальчишек в детстве, запуская в воздух игрушечные самолеты и планеры, не мечтал покорить небо? Для тех, кто не оставил свою детскую мечту и серьезно задумался о профессии пилота, мы собрали информацию о том, как это реализовать.
Содержание
  1. Что такое гражданская авиация и кем в ней можно работать?
  2. Кто такой пилот гражданской авиации? Что нужно знать о профессии
  3. Чем занимается пилот гражданской авиации
  4. Плюсы и минусы работы пилотом
  5. Задачи и обязанности
  6. Необходимые документы
  7. Летные лицензии
  8. Как стать пилотом гражданской авиации
  9. Обучение на пилота гражданской авиации
  10. Где учиться на пилота гражданской авиации в России
  11. «Аэрофлот». Обучение на пилота
  12. Обучение на второго пилота
  13. Курсы пилотов гражданской авиации
  14. Курсы МВЛ для пилотов
  15. «Чел-Авиа»: стоимость обучения на пилота
  16. Обучение на частного пилота (PPL)
  17. Курсы пилотов малой авиации
  18. Обучение на пилота-любителя
  19. Заочное обучение на пилота
  20. Курсы пилотов гражданской авиации за границей
  21. Сложно ли учиться?
  22. Прохождение медкомиссии
  23. Возрастные ограничения
  24. Сколько стоит обучение на пилота в России и за границей
  25. Обучение на пилота с трудоустройством
  26. Обязанности на работе
  27. Сколько зарабатывает пилот гражданской авиации
  28. Поиск подходящего места работы

Что такое гражданская авиация и кем в ней можно работать?

Гражданская авиация, в отличие от авиации военной, призвана обеспечивать удовлетворение потребностей граждан. Среди таких потребностей – не только авиаперелеты и перевозка почты и грузов. Гражданская авиация задействована почти во всех сферах нашей жизни: научно-исследовательская (например, разведка полезных ископаемых), медицинская (авиация, которая доставляет тяжелых больных в медицинские учреждения из отдаленных уголков страны, участвует в проведении санитарных мероприятий), сельское хозяйство (обработка полей от вредителей), строительство (выполнение работ на большой высоте), охрана окружающей среды (тушение лесных пожаров) и др.

Перед выпускниками летных училищ открыто множество дорог. Они работают не только в небе, например, пилотами, вторыми пилотами, бортинженерами и бортпроводниками, но и на земле – авиадиспетчерами, авиаконструкторами, в числе персонала аэропорта.

Кто такой пилот гражданской авиации? Что нужно знать о профессии

Задумавшись о том, как стать летчиком гражданской авиации, помните, что это очень ответственная профессия. Пилот как командир корабля отвечает за все, что случится во время полета. В пилоты берут только людей с отличной физической и умственной подготовкой, хорошей моральной выдержкой – ведь в их руках безопасность пассажиров и грузов и целостность воздушного судна. Только прочные теоретические знания в сочетании с опытом и практическими навыками управления летательными аппаратами помогут пилоту принять правильное решение в любой экстренной ситуации, оценив потенциальные риски и технические возможности самолета.

Чем занимается пилот гражданской авиации

Обязанностей у пилота гражданской авиации не так много, но от качества выполнения каждой из них буквально зависят жизни людей. Пилот гражданской авиации занимается непосредственно управлением летательными аппаратами (авиалайнерами, самолетами, вертолетами) и всем, что связано с подготовкой к предстоящему полету: пилот изучает и анализирует метеорологические условия, решает вопрос о возможности/невозможности полета, рассчитывает скорость движения воздушного суда, необходимое количество топливо и др.

Плюсы и минусы работы пилотом

Начнем с плюсов работы пилотом.

  1. Профессия пилота гражданской авиации – это всегда нужная и востребованная профессия, ведь воздушный транспорт с каждым годом набирает все большую популярность, авиакомпании расширяются, а летальные аппараты – непрерывно модернизируются и улучшаются.
  2. Профессия пилота считается одной из самых престижных профессий в мире. Бытует мнение, что пилоты – это элита, которой восхищаются и на которую равняются.
  3. Высокая оплата труда. Даже начинающие пилоты получают много, если сравнивать их зарплату с начинающими специалистами в других сферах.
  4. К работе пилота не допустят человека с хроническими заболеваниями, ведь даже малейшее головокружение или скачок давление может стоить жизней сотен пассажиров. Поэтому за здоровьем ни одного специалиста так не следят, как за здоровьем пилота.
  5. Авиакомпаниями и туристическими фирмами для панирующих путешествие пилотов и членов их семей, как правило, предусмотрены скидки и специальные программы.
  6. Пилот – одна из самых романтичный профессий. Из кабины самолета вы видите такую красоту нашей планеты, которая вряд ли когда будет доступна другим.

Далее перечислим минусы, с которыми связана работа пилота гражданской авиации.

  1. Вопреки распространенному мнению, несмотря на постоянные перемещения между городами, у пилота практически нет возможности путешествовать. При среднемагистральных перелетах у него только час на отдых, после чего он улетает обратно. После многочасового полета на отдых даются сутки, да и провести их где-нибудь в Дели или в Дубаи удается далеко не всегда.
  2. Поступить в летное училище и окончить его сложно. К тому же во время трудовой деятельности придется постоянно учиться и переучиваться, проходить различные тестирования и врачебные комиссии, чтобы подтвердить соответствие должности и квалификацию.
  3. Сложные условия труда: ненормированный рабочий день, полеты как днем, так и ночью, один-два выходных. В связи с эти остается крайне мало времени на личную жизнь, постоянная разлука с родными плохо сказывается на отношениях в семье. Спокойно провести время с близкими можно только во время отпуска.
  4. У пилотов, в силу профессии регулярно меняющих часовые пояса, отсутствует постоянный режим сна и бодрствования, нарушение биоритмов ведет к хронической усталости, росту эмоционального напряжения и стрессу, которых и так много в этой профессии. При таком раскладе следить за своим здоровье, которое крайне важно для карьеры пилота, трудно, поэтому пилоты рано уходят на пенсию.
  5. В случае смены или потери работы пилоту трудно реализовать себя в другой сфере, потому что по сути ничего, кроме как летать, он не умеет.
  6. Из-за вероятности и частоты авиакатастроф работа в небе считается одной из самых рискованных.

Задачи и обязанности

Основная задача, стоящая перед пилотом гражданской авиации, – выполнить полетное задание, под которым понимается перевозка людей или грузов, обеспечив при этом безопасность последних и сохранив целостность вверенного ему воздушного суда.

Обязанности командира воздушного судна и второго пилота пересекаются, эти члены экипажа при необходимости способны заменить один другого, поэтому каждый из них должен суметь выполнить полет, организовать и проконтролировать работу экипажа и готовность воздушного судна к полету, оформить необходимую летную документацию.

Необходимые документы

Право быть пилотом закрепляется летной лицензией. На примере США и России рассмотрим, какие бывают типы летных лицензий.

Летные лицензии

В США с 1978 года действуют регламентированные «Федеральными авиационными правилами» следующие виды летных лицензий:

  • лицензия пилота-студента;
  • лицензия пилота-спортсмена;
  • лицензия пилота-туриста;
  • лицензия частного пилота;
  • лицензия коммерческого пилота;
  • лицензия пилота транспортной авиации;
  • свидетельство лётного инструктора.

По требованиям, установленным в США, в летной лицензии обязательно указываются: категория разрешенного к эксплуатации летательного аппарата (самолет, вертолет, планер и др.), класс самолета (однодвигательный или многодвигательный, сухопутный или водный) и другие параметры.

В России летные лицензии называют свидетельствами. В нашей стране установлена следующая иерархия летных прав:

  • свидетельство частного пилота (ранее – свидетельство пилота-любителя);
  • свидетельство коммерческого пилота;
  • свидетельство пилота многочленного экипажа;
  • свидетельство линейного пилота;
  • свидетельство пилота планера;
  • свидетельство пилота свободного аэростата;
  • свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна.

Обязательны в российских летных лицензиях отметки о классе и типе летательного аппарата, правах выполнения ночных полётов, полётов по приборам, праве работы только вторым пилотом и о праве работы пилотом-инструктором.

Наличием летной лицензии того или иного типа определяется право работать пилотом за деньги и получать за это зарплату.

Как стать пилотом гражданской авиации

Чтобы стать пилотом, необходимо окончить специальную академию, вуз или летное училище, сдать теоретический и практический экзамены, пройти медицинскую комиссию, чтобы подтвердить идеальное состояние здоровья, и налетать необходимое количество часов. От количества летных часов зависит тип лицензии, на которую вы можете претендовать. Карьера в гражданской авиации начинается с должности второго пилота.

Если вы не планируете управлять серьезными видами воздушных транспортных средств, то вам будет достаточно пройти летные курсы, по окончании которых выдается удостоверение.

Обучение на пилота гражданской авиации

Далее мы расскажем о том, как стать пилотом гражданской авиации в России, какие учебные заведения здесь и за рубежом осуществляют обучение на коммерческого пилота.

Где учиться на пилота гражданской авиации в России

В России подготовку пилотов осуществляют высшие учебные заведения, средне-специальные учебные заведения и частные школы пилотов. Вот список популярных учебных заведений, где получить образование пилота гражданской авиации можно на бюджетной основе:

  • Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского;
  • Сасовское им. Героя советского союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации;
  • Краснокутское летное училище гражданской авиации;
  • Красноярский филиал СПбГУ ГА;
  • Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. Героя советского союза П. Ф. Еромасова;
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева;
  • Факультет летной эксплуатации СПбГУ ГА.

«Аэрофлот». Обучение на пилота

Коммерческие услуги по подготовке пилотов оказывает летная школа «Аэрофлота». Накопив уже более чем 40-летний опыт, она удовлетворяет кадровые потребности гражданской авиации в России. Наличие высшего технического или авиационно-технического образования и возраст, не превышающий 35 лет, дает право на обучение в этой авиашколе. Чтобы получить свидетельство коммерческого пилота, нужно пройти курс, состоящий из двух частей: 1,5 года проучиться в Ульяновском училище, а затем пройти 6-месячную подготовку в школе «Аэрофлота».

Обучение на второго пилота

К обучению на второго пилота гражданской авиации предъявляются такие же требования, как к подготовке командира воздушного судна, поскольку многие из их обязанностей совпадают.

Курсы пилотов гражданской авиации

На сегодняшний день ситуация такова, что только выпускники государственных летных училищ по окончании получают диплом и права пилота самолета. Выпускники частных школ будут обязаны подтвердить свою квалификацию на государственном уровне.

Курсы МВЛ для пилотов

Обучение, дающее право на получение допуска к полетам на международных воздушных линиях (МВЛ), включает в себя курс английского языка, первоначальную летную подготовку, изучение международного воздушного законодательства, фразеологии радиообмена (на английском языке) и правил международных полетов. Среди практических условий прохождения курсов МВЛ – иметь 16 пересечений границы или 100 летных часов за рубежом.

«Чел-Авиа»: стоимость обучения на пилота

Коммерческим аналогов летных училищ является обучение в авиакомпании «Чел-Авиа». Стоимость очного обучения сроком 2 года 10 месяцев здесь составляет 2,2 млн рублей. Условия поступления – наличие среднего или высшего технического образования и положительное заключение врачей.

Обучение на частного пилота (PPL)

Выучиться на частного пилота можно в любой негосударственной лицензированной авиашколе. Все, что нужно, — положительное заключение медицинской комиссии и наличие финансовой возможности (обучение в среднем стоит 800 тыс. рублей, переподготовка – около 300 тыс. рублей). По окончании обучения выдают диплом и сертификат дополнительного образования. Эти документы, наряду со свидетельством PPL и удостоверением о переподготовке, лают право на некоммерческую эксплуатацию легкомоторных самолетов.

Курсы пилотов малой авиации

Лицензия пилота малой авиации тоже не предусматривает возможность коммерческих перелетов. Получить соответствующие навыки можно в различных авиационно-учебных центрах, летных училищах гражданской авиации, окончив полугодовой курс стоимостью около 500 тыс. рублей.

Обучение на пилота-любителя

Обучение на пилота-любителя сегодня не займет много времени, в среднем курсы, включающие наземную теоретическую подготовку и летную, продолжаются от 2 до 4 месяцев. Вместе с тем это дорогое удовольствие: за обучение придется заплатить около 400 тыс. рублей. Выпускники таких курсов по окончании получают свидетельство и становятся членами аэроклубов.

Заочное обучение на пилота

Сегодня стать пилотом гражданской авиации, имеющим право на коммерческие перелеты, можно лишь по окончании среднего или высшего летного училища, которые осуществляют только очную подготовку специалистов. Выдачу летных лицензий заочникам Росавиация прекратила еще в 2017 году.

Курсы пилотов гражданской авиации за границей

Учиться на пилотов гражданской авиации можно не только в России, но и за рубежом. Иностранные авиашколы готовят специалистов высокой квалификации, поэтому нередко выбор падает именно на них. Среди наиболее популярных стран, где учатся на пилотов, США, Канада и Чехия.

Для обучения на пилота в США лучше выбирать авиашколы, расположенные во Флориде, Калифорнии или Техасе. Там много летных школ, потому что самые благоприятные погодные условия для совершения полетов. Из-за высокой конкуренции представлен широкий диапазон цен на обучение, и вы можете выбрать стоимость, приемлемую для вас. Чтобы летная лицензия, полученная в Америке, действовала в России, достаточно пройти процедуру валидации, которой предусмотрено предоставление пакета документов Росавиацию.

Получение летной лицензии в Канаде упрощено, для этого не обязательно учиться в университете, а достаточно авиашколы. Наряду с очной формой, предусмотрено прохождение теоретического онлайн-курса. Требования к практическим навыкам будущего пилота – минимум 45 летных часов.

Чехия предоставляет будущим пилотам возможность пройти бесплатную теоретическую подготовку в университетах в Праге и Брно. Обучение осуществляется на английском или чешском языке. Зачисление происходит на основании результатов вступительных экзаменов по английскому и математике и при наличии положительного заключения врачебной комиссии. Успешно прошедшим курс университеты выдают сертификаты, допускающие к сдаче экзамена в Управлении гражданской авиации. Заплатить придется за получение практических навыков пилота, летная практика в Чехии обойдется примерно 900 тыс. крон.

Сложно ли учиться?

Наряду с тем, как поступить в летное училище гражданской авиации, не менее важно знать о том, какие сложности будут возникать во время учебы? Трудности, которые уготовили для своих курсантов российские летные учебные заведения, существуют ради того, чтобы подготовить первоклассных специалистов.

  1. Строгая дисциплина, постоянный контроль посещаемости и строгие наказания за прогулы. Пропуск занятия возможен только в случае болезни.
  2. Проживание в общежитие, обязательное для всех курсантов, без исключения.
  3. Изобилие в учебной программе точных и технических наук (математика, аэродинамика, устройство двигателя и т.д.). Гуманитариям такая учеба показалась бы настоящей каторгой.
  4. Серьезная подготовка по авиационному английскому языку, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать, иначе о карьере пилота придется забыть. Владение языком авиационного радиообмена и международными техническими терминами – важнейший навык современного пилота.
  5. Насыщенность учебной программы объемными теоретическими и практическими блоками и, как следствие, необходимость самоподготовки. Даже студенты летных училищ, чтобы успешно окончить обучение, должны заниматься с упорством студентов престижных столичных вузов.

Прохождение медкомиссии

Во время обучения курсанты летных училищ проходят врачебную летно-экспертную комиссию (ВЛЭК) ежегодно, от ее результатов зависит, продолжит ли он обучение или будет отчислен. Требования к состоянию здоровья курсанта очень жесткие. Например, лица, имеющие заболевания сердца или расстройства вегетативной нервной системы, к обучению не допускаются.

Чтобы воплотить свою мечту о будущей профессии, курсант должен тщательно следить за своим здоровьем и поддерживать отличную физическую форму. К слову, кроме прохождения медкомиссии, перед поступлением и на протяжении всего обучения будущие пилоты периодически сдают спортивные нормативы.

Возрастные ограничения

Возрастные ограничения на поступление в летное училище были установлены в СССР (21 год), а в современной России отсутствуют как нарушающие право на образование, закрепленное Конституцией. Сегодня наиболее значимыми факторами, влияющими на поступление, являются состояние здоровья и физическая подготовка.

Сколько стоит обучение на пилота в России и за границей

Каждое учебное заведение самостоятельно устанавливает стоимость обучения. В России средняя сумма, которую придется заплатить авиационному университету за теоретическую подготовку и практический летный модуль, составляет 2-3 млн рублей. Обучение в училище дешевле, но и срок обучения меньше – 2 года и 10 месяцев (иногда больше, зависит от того, учитесь вы после 11 класса или после 9), в отличие от срока университетской программы, рассчитанной на 6 лет, включая магистратуру.

Обучение на пилота заграницей дороже. Например, минимальная сумма, которую придется заплатить в США, составляет 50 тыс. долларов, то есть примерно 4 млн рублей.

Обучение на пилота с трудоустройством

Обучение на пилота с трудоустройством возможно в школе «Аэрофлота», выпускники которых обязаны войти в штат авиакомпании и в ходе трудовой деятельности возместить компании финансовые ресурсы, затраченные на их обучение. В остальных случаях ваше трудоустройство в ваших руках.

Обязанности на работе

Рассмотрим подробно основные служебные обязанности командира воздушного судна и второго пилота. Итак, командир воздушного суда:

  • выполняет полет;
  • организует работу членов экипажа в целях обеспечения безопасности полета и высокого качества обслуживания пассажиров;
  • контролирует режим работы и отдыха членов экипажа для успешного выполнения полетного задания, сам неукоснительно соблюдает правило предполетного отдыха;
  • осуществляет подготовку к полету, оценивает метеорологическую и аэронавигационную обстановку;
  • оценивает состояние и готовность воздушного судна к полету, правильность его загрузки;
  • как ответственное лицо лично подписывает и передает администрации аэропорта все сопроводительные документы.

В компетенции второго пилота:

  • оформление и отправка полетного задания;
  • выполнение полета согласно плану, эксплуатация воздушного судна в соответствии с существующими требованиями;
  • информирование командира воздушного судна о проблемах, возникающих во время полета, высказывание предложения по их решению в целях обеспечения безопасности пассажиров, грузов, оборудования и документации;
  • осмотр воздушного судна перед вылетом, закрытие люков, заправочных горловин, дверей фюзеляжа;
  • осмотр и проверка самолета после посадки, информирование командира об имеющихся проблемах;
  • уход на второй круг, если в критической ситуации командиром не принято решение о посадке.

В случае, когда командир воздушного судна по состоянию здоровья или в силу других причин не может выполнять свои обязанности в полете, они перекладываются на второго пилота.

Сколько зарабатывает пилот гражданской авиации

Заработная плата пилота гражданской авиации зависит от занимаемой им должности (командир воздушного судна или второй пилот), авиакомпании (международная или региональная), вида эксплуатируемого транспорт средства и часов налета (чем больше часов в месяц летает пилот, тем выше зарплата).

Диапазон заработной платы пилота гражданской авиации в России от 70 тыс. до 300 тыс. рублей. Средний размер заработка – 140 тыс. рублей.

Поиск подходящего места работы

Рекомендуют начать пробовать свои силы в небольших региональных авиакомпаниях, осуществляющих авиаперевозки внутри страны. Так вы сможете накопить приличное количество летных часов и опыт, чтобы построить карьеру в международных авиалиниях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
GOTOEDU
Комментарии: 4
  1. Николай

    Помните слова старой песни: «То взлет то посадка, дожди и дожди…» По моему, в песне все правильно сказано, работа пилота — собачья. Огромные требования и ответственность, постоянные стрессы из-за невозможности полноценно отдохнуть. Плюс строжайший контроль за состоянием здоровья. А если давление стало скакать или сердечко барахлить, то спишут…

  2. Павел А.

    Мне всегда казалось, что в гражданскую авиацию гораздо проще попасть после службы в военной авиации. У таких специалистов есть дисциплина и опыт. Про стрессоустойчивость вообще молчу, после службы в армии любой бытовой стресс «как об стенку горох». Интересно, а у пилотов гражданской авиации есть надбавки к зарплате, зависящие от выслуги и/или сдачи каких-либо нормативов?

  3. Олеся

    Это интересная и хорошо оплачиваемая работа, но и ответственность соответствующая. Кроме того, приборы и техника постоянно совершенствуются, потому нужно всегда быть в курсе последних обновлений и фактически беспрерывно учиться. Авиакомпании обычно проводят курсы или повышение квалификации для своих сотрудников, или для этого нужно посещать специфическое учебное заведение?

  4. Алиса

    Сын как раз мечтал стать пилотом. Уже лет 8 мечтает. Скоро поступать после 9го, пока смотрю для него рейтинг СУЗов на кеду. Он хочет в колледж авиации, что кто может подсказать? Рассматриваем пока все города России, просто лишь бы сыночек был бы счастлив и доволен. А профессия действительно сложная.

Оставьте комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector