- Что такое рецензия и для чего она нужна
- Виды рецензий
- По объекту
- По субъекту
- По количественному критерию
- По стилю речи
- По объёму текста
- Структура рецензии
- Как начать рецензию
- Основная идея произведения
- Критический анализ
- Выводы
- Как писать рецензию
- Типовой план рецензии
- Объём и содержание
- Оформление рецензии
- Чем отличается рецензия от отзыва
- Советы и типичные ошибки в рецензировании
- Примеры рецензий
- На произведение
- На дипломную работу
- На научную статью
- На эссе
- На фильм
Что такое рецензия и для чего она нужна
Рецензия – это критический отзыв, основанный на объективном анализе художественных произведений (литературного сочинения, кинофильме, спектакле и т.д.), научно-исследовательских работ (рефератов, докладов, эссе, курсовых работ и т.д.), написанный в соответствии с правилами жанра. Человека, который пишет рецензии, называют рецензентом, а процесс написания – рецензированием.
Слово «рецензия» происходит от латинского «recension», что переводится как «обзор, оценка, отзыв на что-то». Жанр рецензии (и литературная критика в целом) на русском языке появился одновременно с литературными журналами – в 18 веке. Первым рецензентом в России считается Н.М.Карамзин, писавший в жанре монографической рецензии.
Основная задача жанра – познакомить читателя с предметом исследования, помочь ему составить собственное мнение о нём, не навязывая определённую точку зрения. Аналитику важно придерживаться таких правил, как:
- Сохранять беспристрастность в вопросе – не выражать резко субъективное отношение;
- Любые аргументы, высказанные в пользу или против текста, должны быть обоснованы;
- Честно писать о достоинствах и недостатках, не смягчая и не приукрашивая;
- Не раскрывать все детали – рецензия должна побудить читателя ознакомиться с предметом анализа самостоятельно;
- Избегать яркой эмоциональной окраски в выражениях;
- Не переходить на личность автора, а оценивать только результат работы.
Качественно написанная рецензия даёт читателю полное представление о теме вопроса, помогает разобраться, насколько она ему интересна, стоит ли продолжать ли знакомство самостоятельно.
Виды рецензий
В зависимости от предмета рецензирования, стиля речи самого текста существует несколько разновидностей рецензий, причём у каждого вида свой круг читателей и область распространения.
По объекту
Писать рецензии можно на что угодно. При этом они будут делиться на категории по выбранным темам обзора. Чаще всего встречаются:
- Литературные – анализ художественных произведений (рассказов, эссе, романов и др.), написанных профессиональными авторами или любителями;
- Театральные – рецензии на спектакли;
- Музыкальные – обзоры песен, видеоклипов, альбомов различных жанров и исполнителей;
- Кинорецензии – обзоры кинофильмов;
- Рецензии на продукты сферы IT – быстро набирающий популярность вид рецензий, обозревающий компьютерные программы, игры;
- Товарные – обзор на какой-то продукт;
- Научные – рецензии на научно-исследовательские работы.
Составлять рецензии разрешено в свободной форме, средним объёмом от страницы А4 и выше.
По субъекту
Рецензии также классифицируются по авторам на четыре категории:
- Потребительская. Пишется потребителем рецензируемого товара или услуги. Автор должен разбираться в теме на основе собственного опыта.
- Экспертная. Составляется квалифицированными специалистами – например, театральными, литературными критиками.
- Заказная. Пишется за определённую сумму, как правило, по заказу автора рецензируемого объекта в качестве рекламной акции, т.е. содержит в себе заранее установленное мнение о предмете.
- Читательская. Представляет собой сжатый анализ произведений. Распространены на школьных, университетских сайтах, сайтах книжных магазинов и т.п.
По количественному критерию
В зависимости от количества разбираемых произведений, рецензии бывают двух видов:
- Монорецензия. Анализу подвергается одно произведение автора, но не возбраняется сравнивать его с другими. Объём сравнительной части должен быть небольшим. Чаще всего в таких рецензиях сравнивается новое произведение с уже известным аудитории.
- Полирецензия. Одновременно разбираются и сравниваются между собой два или более произведений по одной теме, при этом сравнительная часть должна занимать большой объём текста. Обычно анализируются новые или малоизвестные произведения.
По стилю речи
По стилю речи рецензии делятся на:
- Научные. Они пишутся профессионалами.
- Публицистические. Они характерны для СМИ, театров, литературы.
Для научного стиля важно в первую очередь опираться на факты, логические рассуждения, объективные аргументы и сдержанность высказываний, кроме того важна структурированность текста. Для публицистики характерно большее количество подходов:
- Профессиональный – рецензирование экспертами в области;
- Читательский – выражение мнение читателя, не обладающего познаниями;
- Писательский – составление рецензии писателем на произведение коллеги.
Стиль речи определяется жанром работы, на которую составляется рецензия.
По объёму текста
В зависимости от количества страниц текста рецензии бывают двух видов:
- Большие или гранд-рецензии. В основном присуща специализированным изданиям. Такие рецензии развёрнуты, потому что большой объём позволяет рецензенту более глубоко изучить тему, охватив все её аспекты. Гранд-рецензии обычно пишут опытные критики, заслужившие признание общественности, пользующиеся большим авторитетом. Объём таких рецензий – от двух страниц А4 и выше.
- Маленькие или мини-рецензии. Информация подана в сжатой форме, в основном содержит обозревание прессой новинки в сфере искусства, литературы или кино. Обычно мини-рецензии не содержат чётко обоснованного мнения автора и анализа всех тонкостей выбранной темы. Другой вариант – краткий аргументированный анализ произведения без лишних отступлений. В обоих случаях рецензия должна быть сжатой и лаконичной. Объём работы – один-два листа А4.
Структура рецензии
Как начать рецензию
Написание любой рецензии начинается с выбора основной темы. Дальше необходимо найти, тщательно изучить материал, с которым предстоит работать, причём поверхностное изучение не подойдёт – в тему придётся углубляться. От выбранной темы зависит стиль письма (научный или публицистический), на что обязательно нужно обратить внимание. Дальше определяется структура рецензии, её содержание, при желании можно набросать план рассказа, определить будущее оформление. Наиболее предпочтительный вид речи – сдержанный, без лишней эмоциональной окраски.
После выбора темы и стиля рассуждения на первом этапе указывается информация об авторе: фамилия, имя, место учёбы или работы, непосредственно название исследуемого объекта.
Основная идея произведения
На следующем этапе пишется основная суть исследуемого произведения, краткое содержание (не более двух-трёх предложений), обсуждается актуальность выбранной темы – важность затрагиваемых вопросов, помощь ответов на них в решении современных проблем данной сферы работы – литературы, театра и т.д.
Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ.
Критический анализ
Критический анализ должен занимать основную часть рецензии. В первую очередь производится оценка рецензируемого материала, насколько он соответствует требованиям, которые предъявляются исследуемому жанру. Оценка научных работ и художественных отличается: в первом случае оцениваются адекватность применяемых методов, их достаточное обоснование, доказательная база, логичность и последовательность речи. Отмечается грамотное использование схем, рисунков, если такие имеются. Во втором – соответствие формы и содержания, адекватность использования литературных приёмов, богатство языка писателя, особенности композиции.
Дальше рецензент переходит к критическим замечаниям – заявляет о недочётах, промахах автора работы, указывает на недостаток или переизбыток информации, на места, вызывающие вопросы. Однако, критические замечание не стоит переводить в глумление над автором и его работой – рецензент должен мягко указывать на ошибки, не затрагивая личность автора в негативном ключе. Не возбраняется писать пожелания и рекомендации на будущее.
Выводы
На последнем этапе остаётся подвести итоги по работе. Выводы будут разными в зависимости от жанра работы. В случае рецензии на научно-исследовательскую работу, подчёркивается её актуальность и важность в решении проблем, её практическая ценность и возможность применения полученных в ходе работы результатов. В выводе рецензии на художественное произведение акцентируется внимание на том, на какое место в ряду аналогичных работ оно может встать, его значимость для искусства и литературы, вклад в развитие жанра и новизна.
Как писать рецензию
Строгих правил написания рецензий нет, но для удобства автора предлагается план.
Типовой план рецензии
- Данные об авторе (ФИО, место работы/учёбы), название рецензии;
- Краткое содержание анализируемой темы (не больше двух предложений);
- Общее впечатление о тексте или событии и оценка его актуальности;
- Анализ содержания, стиля текста, умений автора и его знаний по теме;
- Преимущества и недостатки работы;
- Итоговая оценка и вывод.
Для научных рецензий типовой план выглядит следующим образом:
- Библиографические данные автора – ФИО, место работы, учёбы; название работы;
- Актуальность выбранной темы;
- Структурированность подачи материала, оценка количества литературных и других источников;
- Оценка, насколько применяемые методы соответствуют целям исследования;
- Оценка адекватности поставленных целей;
- Преимущества и недостатки исследования;
- Рассуждение об актуальности научной работы и её пользе для практической деятельности;
- Оценка грамотности написанного, соответствия оформления принятому ГОСТу и методическим пособиям;
- Экспертные выводы – общее подведение итогов, подготовленность текста к печати, возможность присвоить научную степень и др.
- Библиографические сведения о рецензенте – ФИО, место работы.
Объём и содержание
Рекомендуемое количество символов – от 1000 до 3000 (Объем текста не больше двух страниц А4).
Жёстких требований и ограничений по содержанию нет, рецензенту предлагается писать по своему усмотрению, но рекомендуется придерживаться нескольких советов:
- Не превращать свою рецензию в пересказ работы – краткое содержание темы должно ограничиваться парой предложений;
- Быть сдержанным в выражениях, не допускать ненормативной и разговорной лексики, не переходить на личности, а комментировать только работу;
- Обеспечить читателя достаточным количеством доказательств своих аргументов;
- Не погрязать в подробностях и не перегружать текст лишней информацией;
- Стараться писать так, чтобы рецензию мог понять широкий круг читателей.
- При написании научных статей придерживаться принятых норм.
- Если оценивается художественное произведение, то важно раскрыть те моменты текста, о которых читатель мог не догадываться.
Оформление рецензии
Оформить рецензию правильно стоит для внешней красоты текста и облегчения его восприятия читателями. Для электронного варианта она оформляется по принятым стандартам: шрифт Times New Roman размера 12-14 (чаще всего 14 кегль используется для написания заголовков), междустрочный интервал – 1,5. Отступ на листе от верхнего края – 15 мм, от нижнего – 20 мм, от левого и правого – 30 мм и 10 мм соответственно.
Текст не должен быть сплошным – для облегчения восприятия его следует разделять на абзацы, по возможности создавать маркированные и нумерованные списки, вставлять таблицы.
Чем отличается рецензия от отзыва
На первый взгляд кажется, что рецензия и отзыв – это одно и то же, а именно выражение своего мнения об определённой интеллектуальной собственности. Отзыв же на самом деле является выражением мнения и собственных впечатлений от случайного читателя или зрителя, не содержащий точного анализа работы, доказательств приводимых аргументов и чёткой структуры, тогда как рецензия – это официальное письменное исследование от эксперта в выбранной сфере с выдержанным по ГОСТу оформлением. В рецензии обязательно присутствуют данные о рецензенте, полный, подробный анализ работы без субъективного мнения и эмоциональной окраски.
Советы и типичные ошибки в рецензировании
При составлении рецензии чаще всего рецензенты допускают следующие ошибки:
- Переводят своё рассуждение в подробный пересказ прочитанного произведения или просмотренного фильма/спектакля;
- Активно используют сленговые выражения, эмоционально окрашенные слова, ненормативную лексику;
- Оскорбляют, унижают или ругают автора работы ненамеренно или специально;
- Используют нудные длинные фразы, предложения длиной в абзац, что сбивает читателя с толку, заставляя перечитывать текст по нескольку раз, чтобы уловить суть;
- Плохо знают русский язык: допускают орфографические, пунктуационные, речевые ошибки;
- Допускают фактические ошибки из-за плохого знания материала;
- Фамильярно обращаются к читателю либо поучают его;
- Не доказывают свои аргументы.
Избежать подобных ошибок можно, если быть предельно внимательным и перепроверять написанный текст. Кроме того, рецензент может воспользоваться советами:
- После просмотра спектакля/фильма, прочтения произведения сразу выделить главную информацию, чтобы отбросить ненужные детали. Это поможет не допускать объёмного пересказа и сэкономит время при рецензировании.
- Помнить, что рецензия пишется в научном стиле, а не разговорном. Хороший вариант: представить, что рецензия пишется для уважаемого рецензентом человека, писать которому в фамильярном, пренебрежительном тоне просто не захочется.
- Рецензент имеет полное право не соглашаться с автором, не принимать его работу, но выражать своё мнение обязан корректно.
- Помнить, что текст должен быть лаконичным и без лишней воды. Избегать обилия канцелярита, выражаться просто и естественно (текст пишется для обычных людей), разбивать длинные предложения на несколько коротких. Чтобы проверить читабельность текста, его стоит прочесть вслух.
- После написания проверить текст на орфографию и пунктуацию. Если нет уверенности, что фраза написана грамотно, её лучше переписать проще.
- Тщательно изучить материал, проверить, как правильно пишется имя автора и название его работы, перепроверить даты и термины.
- Не поучать читателей и не обращаться к ним лишний раз.
- Предоставлять полные доказательства своих аргументов и не оставлять их в подвешенном состоянии. На все вопросы должны быть даны ответы.
Готовую рецензию всегда стоит перечитать заново, желательно вслух, переписать моменты, на которых спотыкается язык. Даже если придётся переписывать абзац, это лучше сделать – читатели замечают плохого автора сразу и начинают относиться к нему предвзято. Если текст грамотный, лаконичный, но всё равно не нравится рецензенту, возможно, дело в оформлении – разбиение на абзацы и добавление списков способно преобразить работу и освежить восприятие.
Примеры рецензий
Для облегчения работы рецензента для каждого вида рецензии существуют шаблоны, которыми автор может пользоваться и экономить на этом время и силы.
На произведение
Рецензия на повесть В.Г. Распутина «Живи и помни» События повести разворачиваются в 1945 году в деревне Атомановка. Когда-то здесь жили разбойники, грабившие мимо проходивших людей, но теперь всё тихо и спокойно. На фоне нетронутой дикой природы разворачивается главное действие повести – предательство Андрея Гуськова. Как и всё мужское население он был призван на фронт и ушёл воевать, как вдруг случается страшное – его жена, Настёна, узнаёт, что Андрей – предатель. Автор использует живой язык, чтобы показать, какая женская драма разворачивается на фоне войны. Читатель понимает – героиня не могла поступить по-другому, она – жертва войны и живёт по её законам. Настёна жалеет и отчасти понимает поступок своего мужа, но стыд перед людьми и их осуждением оказывается сильнее любви Насти к мужу и будущему ребёнку, что толкает её на самоубийство. Видно, что Распутин не пытается осуждать своих героев и всегда даёт им возможность искупления. Он пользуется богатым набором художественных средств – метафорами, гиперболами, чтобы показать читателю весь ужас войны и того, что она делает с людьми. Автору удалось показать, как влияет война на жизнь деревни и как меняет её. Но даже несмотря на трагичность судьбы героев, Распутин призывает читателя поверить, что свет есть в каждом человеке, в какой бы ситуации тот не оказывался. Каждое его слово буквально пропитано энергией жизни. Рецензент: ________ |
На дипломную работу
Рецензия на дипломную работу по специальности «Журналистика» Дипломная работа Ивановой А.С. выполнена на актуальную на сегодняшней день тему в литературных кругах – соблюдение авторских прав. Иванова А.С. пытается разобраться в причинах плагиата, несоблюдении общепринятых правил профессиональной этики и даёт советы, как можно избежать случаев нарушения авторских прав. Иванова А.С. выявила признаки, определяющие склонность работников к заимствованию чужого материала. Для этого она провела письменный опрос среди студентов старших курсов университета «_____» и работников журнала «_____». Отобранным людям предлагалось заполнить анкету, где они отвечали на вопросы, благодаря которым можно сделать вывод не только об их отношении к плагиату, но о склонности людей заимствовать чужие идеи. По результату исследования были выявлены показатели, позволяющие судить о тенденции развития осознанности в соблюдении авторских прав. Иванова А.С. предложила несколько способов, чтобы предотвратить нарушение авторских прав на всех этапах профессиональной деятельности: от учёбы в университете до работы в журналистике. Её исследование внесло огромный вклад в создание благоприятной рабочей обстановки среди коллег журнала «_____». Объём дипломной работы составляет 120 листов текста научного стиля с чёткой структурой и последовательностью изложения. В работе присутствуют 5 источников, 7 рисунков, 3 таблицы, а также анкеты участников исследования. Первая глава ВКР посвящена теории вопроса. Иванова А.С. описала состояние журналистики на сегодняшний день, расписала её достоинства и недостатки. Вторая глава ВКР рассказывает о причинах плагиата в журналистике. Иванова А.С. предложила ряд случаев в подтверждение этих причин и предложила способы их предотвращения. В третьей главе ВКР описаны результаты анкетирования работников и студентов, проанализированы, и даны рекомендации по улучшению процесса обучения студентов ВУЗов, обеспечению благоприятной обстановки среди журналистов, созданию партнёрских отношений между коллегами, направленные на соблюдение этических норм журналистики. Во время проведения исследования Иванова А.С. показала себя как примерный студент, хороший слушатель и тактичный работник, способный сгладить острые конфликты на работе. Она сделала грамотный вывод, свидетельствующий о полном знании материала, умении выделять главное и анализировать результаты. Недостатков в работе замечено не было. ВКР студентки Ивановой А.С. соответствует заявленным требованиям, полностью раскрывает тему и претендует на отметку «отлично». Рецензент: ____________ |
На научную статью
Рецензия на статью А.А. Стерхова «Специфика педагогического сопровождения духовно-нравственного развития учащихся православной гимназии» Научная статья Стерхова А.А посвящена проблеме духовно-нравственного развития молодёжи. Статья особенно ценна тем, что её значительный объём занимает история становления нравственности и духовности студентов православной гимназии. В современном мире основная цель образовательного процесса состоит в получении быстрого результата в условиях высокой конкуренции, где средства достижения цели отодвигаются на второй план. Статья Стерхова А.А. как никогда актуальна во времена борьбы учащихся друг с другом. Кроме того, духовно-нравственные качества составляют основную сущность человека, влияют на его гражданскую позицию, поэтому своевременность и важность статьи не вызывают сомнений. Статья выдержана в научном стиле, имеет целостную структуру. Основной акцент сделан на педагогическом отслеживании процесса духовно-нравственного становления студентов. В статье чётко прослеживается авторская позиция, потому что Стерхов А.А. не только цитирует других авторов и рассуждает над чужим мнением, но и высказывает свою точку зрения о проблеме. Статья структурирована, лаконична, написана понятным языком. Доказательства аргументов логичны, литературные источники соответствуют поставленному вопросу. Научная значимость статьи очевидна: она может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям, всем, кому небезразлично духовно-нравственное развитие молодёжи. Она полностью соответствует заявленным требованиям, рекомендуется к печати. Рецензент: _________ |
На эссе
Рецензия на эссе Петровой С.М. «_____» Автор эссе полностью разбирается в выбранной теме и имеет собственное мнение о поставленном вопросе. Ход рассуждений последовательный и понятный, логика повествования не нарушена. Язык написания лаконичный, трудностей при прочтении не вызывает. Автор строго придерживается заданной темы, не отклоняется от неё в ходе рассуждений. В эссе присутствует много языковых средств: синонимы, антонимы, сравнение и др. Повествование выглядит целостным и органичным. Один недостаток в работе всё же есть: несмотря на содержательность основной части-рассуждения, выводы расплывчатые и отвечают не на все вопросы, но, возможно, это является своеобразной задумкой автора, чтобы оставить читателям подумать над темой самостоятельно. Хорошей идеей было добавить к эссе эпиграф – он придал работе большую глубину и законченность, подчеркнул важность затрагиваемой темы. Язык повествования лаконичный и легко читаемый. Автор постарался добавить в текст больше приёмов художественной выразительности – сравнений, метафор, эпитетов – что обогатило текст, сделало его выразительнее. Петрова С.М. сдержана во мнении, объективна, не отступает от жанра рассуждения на протяжении всего текста. Речевых ошибок нет, но присутствуют несколько пунктуационных и орфографических. Подводя итог, можно сказать, что работа неидеальна, но выполнена на высоком уровне и полностью раскрывает тему, поэтому претендует на высокую отметку. Рецензент: ____________ |
На фильм
Рецензия на фильм «Движение вверх» Российский фильм «Движение вверх» повествует о реальных событиях 1972 года в Мюнхене. Речь ведётся о баскетбольной игре, а именно – о культовых «трёх секундах», ставших решающими в матче сборной СССР по баскетболу против американской команды. Кино снято на высоком профессиональном уровне: в актёрском мастерстве сомневаться не приходится, режиссёр выполнил свою работу превосходно. В фильме присутствует много кадров спортивной игры, эмоции, переживания, неподдельные чувства которой цепляют зрителя, заставляя поверить в реальность происходящего. Весь фильм наполнен настоящим патриотизмом, чувство гордости за родину не отпускает до конца просмотра и ещё долго после. Сюжет заставляет поверить в огромный спортивный потенциал своей страны. А у тех, кто большую часть жизни прожил в СССР, фильм способен вызвать чувство ностальгии. Вывод напрашивается простой: фильм сделан качественно и подходит для просмотра в семейном кругу. |
На само деле рецензия — это весьма непростой жанр, который требует определенных специальных знаний относительно того, какому именно предмету этот текст буде посвящен. Только если получится разобраться с нюансами авторского замысла и особенностей его реализации в рецензируем произведении. Только на базе этого понимания можно будет дать адекватную оценку в рамках рецензии.
Статья полезная. Я в 2014 году решила попробовать себя в качестве журналиста. Устроилась на стажировку в местную газету, до этого практики у меня не было. Столкнулась с такой проблемой, как интервьюер я замечательный, люди идут со мной на контакт, могу вытащить интересные новости, а вот изложить на бумаге, чтобы интересно было прочесть ну никак не выходило. Как говорила мой редактор «нет грамотности». Возьму на заметку ваш опыт описаный здесь.
Работая на кафедре, приходилось писать много рецензий на дипломные работы, на научные статьи, на диссертационные работы. И если бы я в то время прочитала эту статью, то насколько легче мне было бы это делать и сколько ошибок удалось избежать! Статья грамотная, хорошо структурированная, весьма полезная для научных работников, журналистов и преподавателей
Рецензирование, на мой взгляд, необходимо для обьективной оценки не только в творчестве, но и в научных и литературных работах. С точки зрения критики — она уместна лишь в том случае, если существуют такие факты в работе, которые изложены не точно. В любом случае рецензирование достаточно сложный инструмент, который можно использовать в неблаговидных целях. Необходимо учитывать критику не одной конкретной стороны, но и мнение общественных институтов.
Чтоб написать рецензию — нужно хорошо знать матчасть. Т.е., прежде всего, иметь навык изложения полученной информации (это прочитанная книга, просмотренный фильм и др.) в письменном виде. А также уметь писать критикуя, но, при этом, не скатываясь на личности и не куражась над разбираемым объектом.
А вот как научиться этому? Как научиться писать рецензии, а не отзывы, например? Достаточно ли будет информации из Сети, или, все же, необходимы специализированные курсы по рецензированию?
Спасибо за подробную инструкцию. Посокльку я работаю с кино, даже если следовать инструкции, — только отличное понимание, скажем, жанра и ключевых работ помогут в написании статьи. Когда есть на что опиратся, и с чем сравнивать. Однако, статья очень дополнила мои знания. Надеюсь, впредь мои рецензии станут более совершенными и ёмкими по смыслу. Спасибо!
Мне очень понравилась статья о правильном написании, так как я сам работаю преподавателем в университете и должен писать рецензии на курсовые и дипломные. Я считаю, что овладеть рецензированием действительно тяжело, ведь это требует огромное количество знаний, объективности и умения правильно выражаться. Рецензия используется везде: в образовании, культуре, спорте и т.д. Поэтому у меня вопрос: на какой вид работ труднее всего писать рецензии?
Рецензия, на мой взгляд, крайне важная вещь. Порой у человека слишком мало свободного времени, и он не хочет потратить несколько часов на предмет, который в конечном итоге может ему не понравиться. Это касается как фильмов и книг, так и спектаклей, концертов. Для этого рецензии и нужны — чтобы, прочитав их, человек смог понять, в чём состоит главный сюжет фильма или книги, в каком жанре играет та или иная группа и т.д.
Я постоянно прибегаю к прочтению рецензий, чтобы не напороться на что-то не интересующее именно меня. Всем советую делать так же.
Благодарю за статью! Очень полезно знать о том, каким образом лучше заключать свои мысли в рецензии того или иного формата.
Чтоб рецензия была полезной и полноценной лучше действительно заранее наметить план и не отклоняться от него. Иначе, некоторым аспектам будет уделено недостаточно внимания. Как поступить, если по мнению автора рецензии, преимущества объекта оценки существенно перевешивают недостатки? Эти блоки должны быть приблизительно одинаковыми по объему, или это не обязательно?