Как писать конспект: основные методы

Каждый человек сталкивался с необходимостью освоить новую тему. Один из эффективных способов фиксации и структурирования новой информации – составить краткий конспект. Однако принципы написания конспекта могут отличаться в зависимости от типа информации, которую нужно запомнить. Мы расскажем о том, какие бывают виды конспектов, а также сделаем обзор методов конспектирования. Вы убедитесь, что написание конспекта на самом деле не такое скучное и трудоемкое занятие, как кажется.

Что такое конспект

Конспект – это краткий текст, который вы пишете, осмысленно перерабатывая чужой. Информация по теме, которую вы изучаете, прибегая к конспектированию, может не только быть отражена в книге или звучать из уст преподавателя, это также может быть аудио- или видеоматериал. Чтобы правильно понять, что такое конспект, обратите внимание, что конспектирование предполагает не только сокращение информации, предлагаемой в источнике, но и сохранение логической связи между смысловыми частями. Перечитав свой конспект, вы непременно должны понять ключевые идеи изложенного.

Виды конспектов

В зависимости от принципов структурирования информации, ее объема и техники составления различают следующие виды конспектов: план-конспект, план-схема, текстуальный, свободный, тематический и графический. Ниже мы раскроем особенности каждого вида конспекта и расскажем, как выбрать подходящий именно вам.

1. При составлении плана-конспекта необходимо составить перечень вопросов, которые затрагиваются в тексте или лекции, и постепенно, по мере чтения или прослушивания информации, дополнить каждый подпункт раскрывающими суть комментариями. Если вы, например, готовитесь к выступлению на семинаре, смело пишите план-конспект своего доклада, и он поможет вам не упустить ничего важного.

2. План-схема – это конспект, в основе которого не просто перечень вопросов, все вопросы в таком конспекте соединены друг с другом по смыслу, то есть логические и смысловые связи здесь более обнажены.

3. Составление текстуального конспекта – более трудоемкий процесс, потому что такой конспект, хотя и делается на основе плана, предполагает включение в него точных фрагментов из исходного текста. Будьте уверены, что приложенные усилия себя оправдают – итогом проделанной работы станет конспект, насыщенный тезисами и цитатами.

4. Чтобы добиться максимальной целостности изложения материала, пишите свободный конспект. Составьте план, сформулируйте тезисы по каждому вопросу плана, а где необходимо, обогатите конспект цитатами. Такой способ фиксации и структурирования информации подходит для любых дисциплин: гуманитарных, технических, естественнонаучных и др.

5. Когда перед вами стоит задача изучить множество существующих точек зрения на тот или иной вопрос, составьте тематический конспект. Чтобы составить хороший тематический конспект, придется прибегнуть к нескольким источникам.

6. Графический конспект включает в себя таблицы, графики, схемы, рисунки с соответствующими краткими пояснениями.

Базовые правила конспектирования

Чтобы написание конспекта не стало пустой тратой времени, соблюдайте базовые правила конспектирования.

1. Прежде чем начать конспектирование, прочтите текст, который вам предстоит изучить, или внимательно выслушайте план урока или краткий обзор лекции, который преподаватель сделает в начале пары.

2. Не пренебрегайте планом. Наглядно представить перед собой структуру конспекта – важный этап.

3. Даже если в изучении темы от вас не требуется знание точных цитат, добавляйте их в умеренном количестве в конспект. Когда спустя много времени вы вернетесь к своим записям, по цитатам вы легко вспомните, о чем писали.

4. Записывать за преподавателем каждое слово нерационально, да и не все обладают быстрой скоростью письма. Дождитесь завершения мысли и запишите себе в конспект только ключевые слова. Этому же правилу следуйте при работе с печатным источником.

5. Успеть записать за преподавателем и просто сэкономить место в тетради помогут сокращения и условные обозначения. Если боитесь впоследствии запутаться в написанном, отведите в тетради место для расшифровки используемых знаков и сокращенных слов.

6. Если что-то упустили на лекции, переспросите. Не откладывайте в долгий ящик. Максимально заполняйте все пробелы. Но не перебивайте, дождитесь окончания лекции – там, где сразу было непонятно, в конспекте можно оставить пустое место.

Эффективные методы конспектирования

Конспект должен быть не только кратким, но, что не менее важно, эффективным. Чтобы составленные вами конспекты стали незаменимым подспорьем в учебе, полезно знать и владеть эффективными методами конспектирования. Ознакомившись ниже с тем, как могут писаться конспекты, вы можете выбрать понравившийся образец.

Метод таблиц

Написание конспекта на ту или иную тему по методу таблиц подразумевает заполнение колонок таблицы соответствующими данными. Таблицу удобнее чертить в тетради или на листе формата А4, ориентированных горизонтально, чтобы столбцы были достаточной ширины. В зависимости от изучаемой темы таблица может содержать даты и события, термины и определения, отражать сходства и различия, плюсы и минусы и др.

Если вы любите наглядность и аккуратность в тетради, то написание конспекта по методу таблиц – для вас.

Метод Корнелла

Метод Корнелла появился в середине XX века, его создателем стал профессор Корнелльского университета Вальтер Паук. Способ конспектирования информации, предложенный профессором, пользовался у студентов чрезвычайной популярностью, так как позволял эффективно обработать большой объем информации.

Профессор предложил студентам провести на листе бумаги или в тетради две горизонтальные линии: вверху, чтобы записать дату и заголовок, и внизу, под которой будут помещаться несколько предложений, подытоживающих всю суть конспекта. После этого нужно разделить лист вертикальной линей, чтобы получилось две колонки, правая колонка в два раза шире, чем левая.

По замыслу автора такого метода конспектирования, правая колонка заполняется основной информацией, которую дает преподаватель во время лекции или семинара; по окончании занятия важные фактические сведения (даты, имена), правила и формулы переносятся в левую колонку. В течение последующих суток, чтобы хорошо усвоить новую тему, отразите краткое содержание лекции в нижнем поле.

Метод нумерации

При конспектировании информации методом нумерации в тетради в виде тезисов записываются важные мысли. Каждой мысли, которая в идеале должна быть не больше предложения, присваивается порядковый номер.

Чтобы сделать такой конспект более удобным для чтения и наглядным, пишите тезисы одним цветом, а номер – другим. Чтобы показать связи между мыслями, можно делать отсылки: «см. № 6» и т.п.

Достоинствами конспекта, написанного методом нумерации, является лаконичность и четкость изложения темы.

Метод боксов

В данном методе бокс (небольшой квадрат) отражает какой-либо аспект обширной темы. Это помогает сохранить ясность и не запутаться в большом количестве фактов или понятий.

Чтобы написать конспект по методу боксов, начертите на листе бумаги несколько «боксов» по числу выделенных аспектов. Расположите их хаотично, постарайтесь оставить место на случай, если вы обнаружите еще один аспект. Озаглавьте каждый бокс и записывайте туда ключевые мысли, даты и т.п.

Метод ментальных карт

В конспекте, написанном по методу ментальных карт, изучаемая тема представлена в виде разветвляющейся системы, где в центре – главная мысль, а ветки – это все, что эту главную мысль раскрывает.

Может показаться, что по наглядности и удобству такой конспект уступает другим. Однако с точки зрения запоминания и усвоения информации он намного эффективнее: ведь расширяя ментальную карту, объединяя различные темы, добавляя собственные идеи и суждения, вы пропускаете все через себя и впоследствии вряд ли забудете. Если вам нужно написать эссе или проанализировать произведения литературы, чертите ментальную карту, и результат не заставит себя ждать.

Метод Билла Гейтса

При составлении конспекта по методу, предложенному Биллом Гейтсом, необходимо тетрадь или лист бумаги, который вы используете для записей, разделить на квадраты по числу типов информации, которую вы будете фиксировать в процессе изучения темы. Например, первый квадрат может содержать даты, второй – значимые имена, третий – важные события, четвертый – памятные места и т.д. Отдельный квадрат можно выделить для записи возникающих у вас вопросов.

В целом метод Билла Гейтса, в отличие от метода Корнелла, с которым его часто сравнивают, более склонен к трансформации, его легко адаптировать под изучаемую тему и цели конспектирования.

Метод течения

Создателем метода течения является канадский журналист Скотт Янг. Конспектирование методом течения предполагает не только восприятие и фиксацию информации. Этот метод подразумевает генерирование на основе прослушанного/прочитанного собственных идей. Конспект отражает не только тезисы автора, но и ваши личные размышления и суждения по теме. Такой метод вряд ли подойдет студентам, которым предстоит сдавать сессию, зато его можно применять на научных конференциях при прослушивании чужих докладов, чтобы задавать вопросы или выявить интересные научные проблемы для собственных исследований.

Метод предложений

Метод предложения – одновременно самый простой метод конспектирования и самый сложный. Простой – потому что не нужно вычленять информацию и переформулировать мысли для их сокращения, а сложный – потому что надо постараться записать за лектором все услышанное. Особенностью такого метода является то, что каждое предложение записывается с новой строки. Для удобства предложения можно нумеровать или связывать между собой ссылками, как в методе нумерации.

Оформление конспекта

В отличие от курсовой или выпускной квалификационной работы, к конспекту официально не предъявляются никакие требования. Но в данном случае оформление – не вопрос внешней красоты, а залог эффективности затраченных на написание конспекта усилий.

Чтобы конспект действительно помог вам подготовиться к зачету или сдать экзамен, рекомендуем воспользоваться несколькими советами по его оформлению:

1) Графически выделяйте важные смысловые места. Заголовки и термины можно подчеркивать ручкой другого цвета, формулы и выводы – обводить в рамку. Пропускайте строки, чтобы отделить один параграф от другого. Обратите внимание, что совсем не обязательно менять ручки во время лекции, по ее окончании перечитайте конспект и спокойно выделите все, что необходимо.

2) Важные мысли отмечайте восклицательными и вопросительными знаками, пометкой NB! (обратить внимание) и т. д. Такие «сигналы» значительно облегчат вам последующую работу с конспектом.

3) Не бойтесь общепринятых аббревиатур и сокращений: СССР, гос-во (государство), кол-во (количество) и т.д. Некоторые слова можно заменять графическими знаками. Пример: => вместо «следовательно».

4) При записи лекции или конспектировании учебника упрощайте предложения, делайте их короче и убирайте все второстепенные слова, без которых не произойдет искажения смысла.

Как писать конспект лекций

Залог успешного конспектирования лекции преподавателя – умение студента концентрироваться и внимательно слушать. Вести записи «на автомате», не вникая – крайне неэффективно, потом надо будет самостоятельно разбираться в теме.

Иногда преподаватель сам обращает внимание на то, что нужно записать, но чаще вникать и вычленять суть приходится самостоятельно.

Правильно написать конспект лекции не составит труда, если она изначально рассчитана на конспектирование. Трудности могут возникнуть, когда преподаватель читает лекцию по учебнику или в виде собственного сплошного текста. В таких случаях помните, что главное – уловить и сохранить суть предмета, о котором идет речь.

Не пренебрегайте планом лекции, попросите преподавателя вам его продиктовать и в дальнейшем заполняйте обозначенные смысловые блоки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
GOTOEDU
Комментарии: 9
  1. Анатолий

    Лично я все время пользовался методом предложений. Не знаю, может быть это и излишняя трата своих собственных сил, но мне привычнее поступать именно так. Ведь весь смысл конспектирования совсем не в том, чтобы было красиво или выполнено по каким-то определенным правилам, а в том чтобы самому разобраться в законспектированных материалах. Вот и условными знаками, сокращениями я старался не «баловаться», чтобы не забыть их значение.

    1. Анна

      Большое спасибо за статью!
      Я и не знала, что существует столько методов для конспектирования.
      Учась в школе и в университете, получается, что я пользовалась « Методом предложений».
      Порой не могла понять, что за сокращенное слово у меня в тетради.
      Понравились все методы, представленные в статье — у каждого свои минусы и плюсы. Лично для себя бы выбрала «Ментальные карты» — наглядный, понятный и простой. С таким конспектом точно не упустишь что-нибудь важное.

  2. Антия

    Со школьных времён пользуюсь конспектами. И в правду материал лучше усваивается. Сегодня я сама педагог истории, но и щас делаю конспекты на уроки. Когда дети отвечают у дочки, я разрешаю заглядывать в конспект, так как считаю это трудом ученика. Всегда пользуюсь методом нумерации, приводит весь материал в нумерационные рамки. Ученики также придерживаются моего метода конспектирования

  3. Агния

    Даже не представляла, что существует так много способов конспектирования. Сама я придерживаюсь метода предложений при конспектировании, и ещё мне очень нравится выделять заголовки и основные мысли разными яркими цветами. Так легче и пользоваться конспектами, и сразу же видеть самое важное. Из остальных меня заинтересовал метод Билла Гейтса — довольно интересный, нужно попробовать его в деле.

  4. Иван

    Начал готовиться к сессии и стал переписывать конспекты для зачетов. Естественно, такое большое количество текста за неделю переписать довольно сложно, поэтому решил пойти на хитрости, как-то сократить и структурировать текст. Обнаружил эту статью, воспользовался некоторыми фишками, крайне благодарен.
    Хотелось бы видеть больше вариативности, особенно с таблицами, так как они имеют слишком много черт, но, в целом — однозначно лайк!

  5. Ольга

    Вот уж никогда бы не подумала, что есть столько видов конспектов. Сама я студентка и конспекти приходится писать часто, но пишу их обычным способом, то есть методом предложений. При этом выделяю заголовки яркими маркерами, подчёркиваю основные мысли и потому очень легко нахожу всё, что мне нужно. Не думала, что можно вести конспекты как-то иначе, а теперь точно попробую: уж очень интересные приведены методы, даже протестировать будет любопытно.

  6. Марина

    Я никогда не умела писать конспекты. Начинаю конспектировать и не могу выделить основную мысль. Мне кажется, что важно абсолютно все. Поэтому у меня получается тупо переписывание материала, а не краткие вставки. Даже не подозревала, что существуют какие-то особые методы написания. И план тоже никогда не составляла, возможно поэтому у меня и ничего не выходит.

  7. Каролина

    Благодаря конспекту можно структурировать даже сложный и объемный материал. Это хорошо помогает запомнить информацию, ведь задействуется сразу несколько видов памяти. Часто пользуюсь методом таблиц, особенно если нужно сделать максимально короткие и емкие выжимки. Можно повысить качество конспекта, если совместить сразу несколько методов, например заполнять одновременно боксы и ментальную карту?

  8. Иван

    Никогда особо не задумывался о том, как правильно вести конспекты и потому, наверное, они у меня неудобные, трудно быстро что-то в них находить, особенно, если быстро нужно. Из предложенных мне больше всего понравился метод Билла Гейтса. Думаю, что он реально удобен в использовании, да и Билл Гейтс плохого не предложит) Нужно попробовать такой метод на практике.

Оставьте комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector